истории успеха

Как запуск B2B-системы влияет на деятельность компании


Подводные камни, сложности и как с ними справиться
истории успеха

Как запуск B2B-системы влияет на деятельность компании


Ошибки, подводные камни, сложности и как с ними справиться
Запуск B2B-платформы важный и ответственный этап, к которому нужно хорошо подготовиться. Рассказываем, какие сложности могут возникнуть и как с ними грамотно справиться.

Что происходит с компанией при запуске B2B-системы

Запуск B2B-системы выводит компанию на новый уровень развития и сильно влияет на ее бизнес-процессы — особенно если они не выстроены и требуют доработки или разработки с нуля.

Когда оптовая компания выходит на e-commerce-рынок, у нее не остается права на ошибку. Та информация, которую организация начинает показывать через B2B-систему профессиональным покупателям, должна быть достоверной и точной. Нельзя допускать дополнительных сложностей или запускать в работу неотлаженные бизнес-процессы, которые не доведены до идеала.

Какие бизнес-процессы изменятся

Запуск B2B-системы затронет все бизнес-процессы компании — от снабжения и закупки до управления продажами и процессами развития.

Например, при полной интеграции и подключении B2B-системы точно изменится логистическая схема. Если без B2B-системы часть рутинной работы по формированию документов, общению со складом, остаткам можно было поручить менеджеру, то при вводе B2B-системы такой возможности нет. B2B-система должна молниеносно и точно показывать всю информацию по наличию товаров, их остаткам и ожидаемым срокам поставки.

По сути сам бизнес-процесс не меняется, меняется его формат. Он становится быстрым и актуальным. К примеру, в некоторых организациях договоры сначала попадают к менеджерам, а те передают их юристам или бухгалтерам на проверку. Здесь важно понимать, что если что-то можно сделать на листе бумаги, — можно и в B2B-системе. При этом не понадобится усложнять процесс и тратить лишнее время — все можно напрямую сказать и показать клиенту.

Основные сложности при запуске B2B-системы

B2B-система делает бизнес-процессы компании более эффективными, снижает операционные издержки, повышают уровень лояльности клиентов, помогает выйти на новый рынок и повысить конкурентоспособность. Но запуск таких систем не всегда проходит гладко. Рассказываем, что может пойти не так.

1. Неактуальность данных. Основная сложность, с которой сталкиваются компании при запуске B2B-системы, — неактуальность данных. Это касается и логистики, и ассортимента матрицы товара, запасов, их описания, цен и т.д. Если данные неверны, ваш сайт будет обманывать покупателей.

2. Не выделена рабочая группа. Если не сформировать рабочую группу — разработчикам будет сложно взаимодействовать с отделами компании, запрашивать внутреннюю информации о бизнес-процессах, особенностях товарной номенклатуры, ценовой политики, интеграции с ERP-системой и т.д. В итоге запуск может затянуться на долгое время.
Часто менеджеры не хотят ничего менять или боятся остаться без работы
3. Внутренние противодействия в компании. B2B-система выгодна компании, но часто менеджеры и отдел продаж не хотят ничего менять и боятся остаться без работы. В итоге они начинают прямой саботаж и отказываются работать через систему. Дело в том, что внедрение B2B-системы может потерять свою эффективность даже из-за одного человека — топ-менеджера. Если он не включится в работу — B2B-системой могут перестать пользоваться как клиенты, так и сотрудники.

4. К переменам могут быть не готовы и покупатели. Понятно, что клиенты уже привыкли закупать товар одним и тем же способом — по почте или телефону. Скорее всего, B2B-система подойдет и понравится им больше, но каждому это сложно объяснить заранее.

5. Отсутствие плана по вовлечению клиентов. Многие ожидают, что B2B-система сможет работать самостоятельно. Но в электронной коммерции так не бывает. Чтобы получить максимальный эффект от внедрения, нужно разработать и провести программу по вовлечению старых и новых клиентов, чтобы разгрузить менеджеров и выйти на новый рынок.

Что делать, чтобы запуск
B2B-системы прошел гладко

1. Компания должна быть готова к изменениям. Заказчик должен понимать, что компанию ждут кардинальные изменения внутри бизнес-процессов. Не получится быстро интегрировать B2B-систему, если большинство из них завязаны на принятии решений людьми. Например, частый бизнес-процесс, который запускается в компаниях, это — работа с рекламациями. Можно подготовить список на листе бумаги и повесить его над столом у сотрудника, который принимает товар. А можно создать ряд условий, которым товар соответствует, и загнать их в систему. Так интеграция с системой не растянется на долгий срок.

2. Проделать работу над актуализацией данных. Нужно знать, где и что хранится, когда комплектуется машина, когда приходит товар от поставщика и т.д. Также важно оценить, как отгрузить товар и наладить обмен со складами в режиме реального времени. Когда компания начинает получать актуальную информацию постоянно и передавать ее клиентам — это становится ее огромным конкурентным преимуществом.

3. Сформировать рабочую группу. Компании важно выделить рабочую группу, которая будет курировать разработку, внедрение и запуск B2B-платформы. Обычно в команду включают самых компетентных сотрудников, которые разбираются в особенностях работы всех отделов. В идеале в группе должны быть руководитель проекта, технический директор, 1С-специалист, руководитель отдела продаж и маркетолог.

4. Подготовить менеджеров и отдел продаж. Нужно объяснить менеджерам, что B2B-система — это не отдельный канал продаж, а сервис, разработанный в первую очередь для них. Это важно, ведь 60% успешности проекта при переходе в онлайн стоит за поддержкой менеджера. Здесь нужно не сократить их количество, а помочь им обрабатывать больше клиентов. Этому, как раз, и поможет перевод клиентской базы в интернет, где клиенты смогу заказывать товары самостоятельно. А освободившееся время менеджеры смогут тратить на поиск новых клиентов и зарабатывать больше денег.
60% успешности проекта при переходе в онлайн стоит за поддержкой менеджера
5. Составить список минимального функционала для запуска B2B-системы. Вместе с разработчиками рабочая группа компании должна составить чек-лист жизненно важного функционала, с которым можно максимально быстро выйти на рынок и начать собирать обратную связь.

6. Перевести в онлайн лояльных клиентов. После запуска не стоит переводить в B2B-систему сразу всех клиентов. Сначала подключите ваших лояльных покупателей, чтобы протестировать платформу. Если всплывут какие-то недоработки, будет возможность безболезненно их исправить, не теряя клиентов.

7. Внедрить программу мотивации для всех текущих покупателей. После тестирования можно переводить в B2B-систему остальных клиентов. Обязательно расскажите им о самых важных преимуществах платформы. Например, быстром и удобном поиске товара по артикулам, названиям и любым характеристикам, простом процессе повторного заказа, возможности получать точную информацию по наличию, остаткам на складах и скачивать нужные документы.

8. Собрать обратную связь. Обязательно следите за комментариями и отзывами покупателей, проведите опросы и будьте внимательны к их пожеланиям и запросам. Хватает ли им функционала для работы, есть ли ненужные элементы — лучше работать с негативными отзывами, чем потерять клиента.

9. Выйти на новые рынки. Разработайте план вовлечения клиентов, чтобы выйти на новый рынок своих покупателей. Предложите компаниям сделать тестовый заказ или сделайте выгодные условия, отсрочку платежа, дополнительные скидки, бесплатную доставку и т.д.

Запуск B2B-системы необходим каждой компании, даже той, у которой есть возражения. B2B-платформа сокращает операционные издержки, позволяет компании шагнуть на новый рынок, привлечь дополнительный доход, упростить ведение бизнеса и не только. Все сложности внедрения B2B-системы решаемы. Особенно — если грамотно выбрать B2B-систему, которая станет вашим главным конкурентным преимуществом.

Поделиться статьей

Аргументируем все выгоды
Проведем skype-презентацию: покажем систему в работе,
ответим на все вопросы, обсудим перспективы внедрения
конкретно для вашего бизнеса