истории успеха

Индивидуальная или готовая. Какой должна быть B2B-платформа

истории успеха

Индивидуальная или готовая. Какой должна быть B2B-платформа

Перед приобретением B2B-платформы перед оптовой компанией обязательно встанет вопрос, что выбрать. Рынок предлагает облачные и локальные платформы, готовые B2B-системы, отраслевые маркетплейсы и разработку с нуля. Рассказываем о преимуществах и недостатках каждого решения.

Облачные или локальные
B2B-платформы. Плюсы и минусы

Что выбрать — локальную или облачную платформу? Другими словами — арендовать платформу на сервере разработчика или разместить на собственном? Это один из вопросов, которые предстоит решить, чтобы перевести оптовый бизнес в интернет. От этого решения будет зависеть способность компании расти и реагировать на рыночные возможности.

Облачные решения. По сути — это аренда B2B-платформы, которая находится на сервере поставщика. Он несет полную ответственность за обслуживание, безопасность данных, подключение обновлений и исправление ошибок. А пользователи получают доступ к B2B-системе через интерфейс браузера. Обычно такая модель подходит оптовым компаниям среднего масштаба, которые не могут позволить себе разместить платформу у себя.

Если заказчику важно в ближайшее время выложить каталог товаров в интернет — облачная B2B-платформа имеет явные преимущества. Во-первых, не придется тратить время и ресурсы, чтобы развернуть платформу на своем сервере, беспокоиться об установке или обслуживании дорогостоящего оборудования, а также нанимать или обучать дополнительных IT-специалистов, которые будут заниматься ее поддержкой. И это неплохая экономия для заказчика.
Считается, что B2B-платформа на основе облачных решений проще масштабируется и лучше справится с обработкой большого количества клиентов, ростом трафика или объема закупок
Поставщики облачной B2B-платформы периодически совершенствуют ее функционал и выпускают обновления. В такой ситуации клиент автоматически будет обладателем самой последней версии. А учитывая, что в аренду платформы, которая обычно оплачивается ежемесячно, уже входит техническая поддержка и обновление функционала, — это дает заказчику шанс сэкономить еще больше.

Считается, что B2B-платформа на основе облачных решений проще масштабируется и лучше справится с обработкой большого количества клиентов, ростом трафика или объема закупок. К примеру, если у вас резко выросло количество покупателей после введения нового бренда или линейки товаров, — облачная модель автоматически справится с этим, а вам не придется устанавливать дополнительное оборудование.

Иногда заказчики предвзято относятся в облачным решениям и беспокоятся о возможной утечке информации. Но сегодня интернет-технологии и технологии шифрования быстро развиваются, становятся более мощными и надежными, чтобы свести на нет подобные переживания. Если же заказчик беспокоится, что информация утечет со стороны поставщика, то это решается просто — соответствующим пунктом в договоре.
Облачная платформа B2B Движение
Облачная платформа B2B Движение
Локальные решения. Здесь компания приобретает у поставщика права использования платформы на своем сервере. Если разработчик не обещает доработок и помощи в техобслуживании, то поддерживать ее придется самостоятельно. Такое решение подходит крупным компаниям с сильным IT-отделом, который при желании может обновлять и модифицировать программное обеспечение.

Локальное решение даст компании полный контроль над системой и её технической средой, неограниченный рост мощности и технических ресурсов за счет серверов, которые можно модернизировать и делать мощнее, и неограниченные возможности интеграции с другим ПО.

Если все же боитесь потери данных — также лучше разместить платформу на собственном сервере. Так вы всегда будете в курсе, где находятся ваши данные и кто имеет к ним доступ.

Имейте ввиду, что локальное размещение на собственном сервере потребует больших вложений. Приобретение сервера для обслуживания программного обеспечения, лицензий на него — это немалые траты. Кроме того, возможно, компании придется нанимать и обучать дополнительный IT-персонал, если свой отдел уже загружен другими задачами, а поддержка специалистов разработчика не входит в стоимость покупки. Если же крупные затраты не пугают — то разместить платформу у себя может быть даже выгоднее, чем платить ежемесячную аренду.
Локальное решение даст компании полный контроль над системой и её технической средой, неограниченный рост мощности и технических ресурсов
Кроме того, важно учесть, что развертывание B2B-платформы у себя может занять больше времени. Если не хотите ждать — присмотритесь к облачной модели.

Локальные системы работают достаточно надежно — пока поставщик не выпустит обновление. Если обновления существенны — старое программное обеспечение придется заменить. Это может потребовать новой настройки и интеграции, а значит времени и затрат на работу специалистов, и в худшем случае может привести к простою системы. Чтобы этого избежать многие компании не модернизируются. Это не совсем правильно — технологии развиваются, и если у ваших конкурентов будет более качественное и современное предложение — покупатели уйдут к ним.

Чтобы этого не произошло, выбирайте проверенные платформы, которые предлагают современные и продуманные до мелочей решения, и узнайте, как разработчики помогут вам с обновлениями — вдруг они не потребуют серьезных перенастроек платформы, и все пройдет достаточно безболезненно.

Еще один момент, о котором стоит задуматься, — масштабируемость. Нужно будет узнать, сможет ли B2B-платформа справиться с еще большим потоком клиентов или потребуется дополнительные оборудование и лицензии.
Собственные серверы для размещения B2B-платформы у себя

Готовая платформа, отраслевой маркетплейс или индивидуальные решения. Плюсы и минусы

Готовая B2B-платформа. Готовое решение называют коробочным. Оно содержит уже разработанный и продуманный функционал и подходит компаниям со стандартными бизнес-процессами.

Готовое решение поможет запустить B2B-платформу гораздо быстрее, чем разрабатывать ее с нуля. Если хотите максимально быстро загрузить оптовый каталог товаров в интернет и начать продавать — готовое решение будет самым оптимальным.

Кроме того, обычно стоимость готовой платформы в 2-3 раза ниже заказной. Но стоит учесть, что если коробка не предусматривает каких-то особенностей бизнеса, то за расширения функционала придется платить дополнительно.
Готовое решение поможет запустить B2B-платформу гораздо быстрее, чем разрабатывать ее с нуля
Готовое решение часто ругают за невозможность подстроиться под бизнес-процессы любых владельцев оптового бизнеса. Это правда — вряд ли существует предложение, которое подойдет абсолютно всем.

Но тем не менее у многих компаний основные бизнес-процессы похожи, и готовое решение точно станет хорошим вложением, если уже учитывает их. Плохо, если коробочная платформа включает только базовый набор функционала и не сможет адаптироваться под заказчика.

В итоге прежде чем выбрать готовую платформу, свяжитесь с разработчиками, чтобы понять, вписываются ли ваши бизнес-процессы в готовое предложение и может ли разработчик что-то усовершенствовать, если изменения незначительны. Запросто может оказаться, что ваши бизнес-процессы, которые вы считаете уникальными, — разработчики посчитали стандартными и продумали для них хорошее решение. Кроме того, если серьезное готовое предложение можно немного доработать — это наилучший выход.

Еще стоит узнать, какие требования компания предъявляет к заказчикам. Если поймете, что разработчики готовы работать со всеми подряд — это повод задуматься, а если в описании их клиента узнаете себя — это ваш шанс.
Готовая платформа B2B Движение
Готовая платформа B2B Движение с возможностью персональных доработок в русле принципов продукта
Отраслевые B2B-маркетплейсы. Небольшим оптовым компаниям можно присмотреться к маркетплейсам. Это единая B2B-платформа, которая объединяет владельцев оптового бизнеса и превращает B2B-портал в своего рода рынок. Т.е. по сути, это — импортеры, экспортеры, покупатели, продавцы, поставщики, производители, оптовики и ритейлеры в одном месте без посредников.

Администратор таких площадок обычно получает комиссионные от партнеров за каждую продажу продукта, партнеры — готовую платформу для продажи своих продуктов, а покупатели — возможность выбирать продукты у нескольких партнеров.

Обычно участие в маркетплейсе — это более низкие затраты для запуска продаж. К тому же не придется тратить время на разработку, внедрение платформы и поиск дополнительных покупателей. Можно максимально быстро выложить оптовый каталог товаров в интернет, чтобы начать продавать.

Минус может быть в том, что деятельность компании будет вестись под брендом площадки, а не под вашим собственным.
Обычно участие в маркетплейсе — это более низкие затраты для запуска продаж
Обычно выделяют две B2B-модели маркетплейса:
  • Вертикальные — направлены только на один сегмент индустрии.
  • Горизонтальные — сосредоточены на услугах из разных сфер

Горизонтальный маркетплейс — это цель в работе Сбербанка. Вице-президент банка дал определению маркетплейсу как «платформе, которая является «местом встречи» для участников рынка». Пока больше ничего подобного на российском рынке нет.

Еще есть несколько вертикальных примеров — отраслевых B2B-маркетплейсов, которые собирают в одном месте несколько игроков рынка одной отрасли. Такие торговые площадки позволяют легко и быстро управлять процессами развития В2В-коммерции в своем секторе экономики.

К примеру, площадка Yorso — B2B-платформа в сегменте Food, которая специализируется на международных крупнооптовых продажах рыбы и морепродуктов. Еще пример, платформа BrandsHub — это маркетплейс для оптовой торговли в индустрии моды с функционалом размещения лук-буков собственного ассортимента и возможностью загрузить свою размерную сетку.
Платформа SberB2B от «Сбербанка»
Индивидуальные решения. Здесь имеется в виду заказная разработка B2B-платформы. Такое решение подойдет компаниям, бизнес-процессы которых серьезно не вписываются в готовую платформу. Разработчики изучат ваши процессы и учтут любые требования.

Нужно понимать, что такая разработка может занять гораздо больше времени. Для запуска системы может потребоваться около года, а еще нужно учесть время на отладку и исправление ошибок. Но если готовое решение тоже не подошло и его нужно прилично совершенствовать — разница во времени может быть не столь существенной.

То же самое касается вложений. Заказная разработка стоит гораздо дороже. Но если готовое решение требует больших правок и за них нужно дополнительно платить, а многие возможности готового функционала вам не нужны — разница в цене также может не быть серьезным минусом. Если «коробка» вас не устраивает, возможно, лучше переплатить за индивидуальное решение.

Также четко стоит понимать свои потребности, потому что индивидуальные разработчики могут руководствоваться только вашим техническим заданием и не предусмотреть важных моментов, которые после придется серьезно дорабатывать. К примеру, после внедрения платформы вы поймете, что упустили что-то важное, — а это снова дополнительные траты и время. Так что лучше убедиться, что работаете с профессионалами, которые, может быть, иногда лучше вас знают, что вам нужно и собрать больше отзывов от компаний, которые пользуются платформой.

Чек-лист. Как выбрать подходящую модель B2B-платформы

  1. Соберите все предложения: готовые платформы и разработчиков, которые готовы создать их с нуля. Важно, чтобы разработчик специализировался на B2B-решениях и имел хорошее портфолио.
  2. Соберите отзывы клиентов компании. Узнайте, какие задачи ставил заказчик, и как платформа с ними справилась.
  3. Узнайте, что входит в базовую комплектацию платформы. Чем больше ее функционал совпадает с тем, что нужен вам — тем лучше.
  4. Определитесь, что оптимальнее для вашего компании, масштабируемости бизнеса, бизнес-процессов, сроков и бюджета: платформа облачной модели или локальное размещение, готовая платформа или индивидуальная разработка.
  5. Поинтересуйтесь, есть ли отраслевые маркетплейсы вашей направленности. Узнайте условия участия и решите, стоит ли присоединиться к ним или лучше обзавестись собственной платформой.
  6. Если решите разместить платформу у себя — обратите внимание на открытость кода. Он даст доступ к изменению платформы, если это вдруг потребуется.
  7. Обратите внимание на требования безопасности и гарантии, что данные о клиентах и платежах не попадут в общий доступ.
  8. Изучите нашу подробную инструкцию о том, что еще учитывать, чтобы не прогадать с правильным выбором B2B-платформы.

Поделиться статьей

Елена Головина
Редактор
Аргументируем все выгоды
Проведем skype-презентацию: покажем систему в работе,
ответим на все вопросы, обсудим перспективы внедрения
конкретно для вашего бизнеса